17 Сен

А все-таки мне жить любопытно

С 20 по 27 сентября в кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга пройдет XXIV международный кинофестиваль «Послание к Человеку» – первый крупный фестиваль документального кино в России, по масштабам и разнообразию программ не уступающий престижным фестивалям документального кино в Амстердаме, Марселе и Лейпциге.

В этом году на фестивале будут показаны фильмы из более чем 80 стран мира. В программе специальных показов собраны новинки ветеранов международной кинодокументалистики – «Национальная галерея» Фредерика Уайзмана, досконально изучающего в своих картинах социокультурные механизмы, лежащие в основе современного общества; фильм «Соль земли» Вима Вендерса, повествующий о творческом пути фотографа-гуманиста Себастьяна Сальгадо и ставящий под вопрос возможность безучастного статичного взгляда документалиста-наблюдателя; экспериментальный фильм «Вторая игра» звезды румынской «новой волны» Корнелиу Порумбою о футбольном матче 1988 года между бухарестскими футбольными командами «Динамо» и «Стяуа», сопровождаемом словесной дуэлью между современными зрителями – отцом и сыном.
Помимо документального кино, фестиваль «Послание к Человеку» является платформой для показа короткометражного, анимационного и экспериментального кино. В этом году на фестивале свой мастер-класс проведет известный американский аниматор Билл Плимптон – мастер черного юмора и создатель короткометражных зарисовок про собак. Кроме того, к задачам фестиваля относится показ перспективных работ молодых российских документалистов, а также определение актуальных тем и направлений в международном документальном кино. На этот раз новые тенденции представлены в программе псевдодокументалистики «Мокументари: лоскутное одеяло реальности», а также в программе современной датской документалистики.
Основная часть мероприятий фестиваля «Послание к Человеку» пройдет в Санкт-Петербурге, однако в течение фестивальной недели московский Центр документального кино порадует зрителей программой, охватывающей основные тематические разделы грядущего фестиваля. Одним из главных событий этой недели станет премьера диптиха Клер Симон, состоящего из документального фильма «Человеческая география» и его игровой вариации «Северный вокзал». С одной стороны, документальную картину можно рассматривать просто как рядовой процесс сбора материала «на натуре», подготовку жизненных эскизов, способствующих достижению эффекта полифонии в игровом кино. Однако, с другой стороны, оба фильма стремятся достичь схожей цели – помочь зрителю воспитать в себе бескорыстную заинтересованность в незнакомом анонимном человеке и его уникальной судьбе.
Еще одной премьерой фестиваля станет фильм финского режиссера Леены Килпилайнен «Голос Сокурова», по конструкции несколько напоминающий документальную работу самого Александра Николаевича – цикл «Интонацию». В различных пространствах – кафе, ботаническом саду, кабинете, заставленном манекенами – зритель неизменно оказывается наедине с голосом режиссера, который с готовностью делится своими мыслями о прелестях кинодокументалистики, взлете и падении киностудии «Ленфильм», современном градостроительстве и человеческом одиночестве. В своем фильме Леене Килпилайнен удалось создать скорее не статичный биографический портрет, а подвижный эскиз художника, пребывающего в апогее своих творческих возможностей и активно продолжающего вести одинокую военную кампанию в защиту гуманизма и сохранения уцелевших остатков человеческой культуры.
Программу датской документалистики в Москве представит мелодрама Берит Мадсен «Сепидех – Дотянуться до звезд», представляющая собой роман воспитания о двух неспокойных годах из жизни юной иранской школьницы, пытающейся преодолеть целый набор бытовых препятствий – непонимание членов семьи, письмо-отказ из университета и, наконец, предложение о браке – чтобы добиться независимости и стать настоящим астрономом. Благодаря продуманной, ловко выстроенной повествовательной структуре фильм Берит Мадсен заступает на ту популярную территорию современной документалистики, где реальная жизнь оказывается максимально приближенной к фантазийному миру игрового кино.
Однако одной из главных задач документального кино и фестиваля «Послание к Человеку» является открытие имен начинающих режиссеров, пребывающих в поиске простых образов, отображающих устройство человеческой жизни и пробуждающих любопытство к переменчивой и неуловимой сущности человеческой природы. С этой задачей необычным образом справилась Тамара Дондурей в своем фильме «21 день» о буднях пациентов московского хосписа. С педантичной внимательностью Клер Симон, гуманизмом Александра Сокурова и без грамма сентиментальности режиссеру удалось создать сложносочиненную симфонию жизни, наполненную удивительными повседневными деталями. Фильм Тамары Дондурей невероятно точно передает всю сложность и красоту человеческого общения, жизненно необходимого даже в самых непростых условиях. Поэтому разговор о задачах и целях документального кино идеально подытоживает фраза главной героини фильма «21 день», 93-летней Ирины Михайловны: «А все-таки мне жить любопытно».

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица