30 Март

Немного смерти и абсурда. Победители ESF

Не так давно Ежегодный фестиваль сверхкороткого фильма ESF объявил победителей. Работы представлены в двух номинациях – анимация и видео. Основное условие участия – работа не должна превышать временной лимит в одну минуту.

В номинации видео победителями стали двое художников - Антонина Баевер и Тимофей Радя. Антонина Баевер, студентка Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, представила работу «Я часто думаю о пионерах видео-арта» - немного ностальгическое видео, где два дедули в парке играют в домино кассетами VHS. Это видео отсылает нас к временам, когда художники старались идти вслед за развитием технологий, а в приоритете был эдакий дух эксперимента, восторг и вдохновение от процесса исследования нового медиума – без жесткой нацеленности на результат. Но как сейчас воспринимаются эти эксперименты пионеров видео-арта с камерами, пленкой (для нового поколения художников уже ставшими такими чудаковатыми дедушками)? Испытываем ли мы такой же восторг перед новыми инструментами? Как сейчас изменилось наше отношение к технологии, исследуем ли мы также пристально возможности новых медиа?

Тимофей Радя, художник из Екатеринбурга, победил с остроумной иллюстрацией (не)стабильности власти, построенной на опоре на силовые структуры. В заснеженном поле при помощи строительного крана был построен карточный домик из металлических полицейских щитов, на вершине которого установлено кресло – символический трон. Но так как структура карточного домика опирается исключительно на баланс и взаимную силу трения всех его элементов – это крайне шаткая конструкция, по сути, представляющая собой множество "надстроек" при отсутствии фундамента. Поэтому, даже будучи выстроенной из полицейских щитов, «фигура стабильности» предсказуемо (и довольно быстро) рушится.

artemenko-1article

Михаил Максимов, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, создал фильм «Закрома» о советском мифе, о дороге-кормилице. Поездка в метро в какой-то момент превращается в сказку – вагон прибывает на перрон какого-то залитого солнцем советского санатория, где повсюду скульптуры из коробок с продуктами, фонтаны из трехлитровых баллонов с малосольными огурцами, и счастье ассоциируется с пирамидой из банок сгущенки и бесконечными рядами колбасы.

Особенности такого суперкороткого видео – сделать емкое высказывание, уложившись в минимальный хронометраж. Проблема заключается в том, чтобы не скатится к довольно предсказуемому (хотя и симпатичному) трюку. Поэтому многие участники страдают предсказуемостью хода – как, например, построенная на легком сюре анимация Натальи Мирзоян из Санкт-Петербурга с оживающей статуей Родины-матери после окончания туристического хаоса, тем не менее, вызывает ощущение дежавю. То же самое можно сказать и о видео "Таз" Михаила Леженя, сюжет и развязка которых понятны изначально.

Тем не менее, победители демонстрируют довольно разнообразный набор тем, которые сейчас волнуют молодых художников: поиск взаимосвязей с теми, кто стоял у истоков видео, ностальгия по задору и технологиям, советские мифы, мини-перформансы в общественном пространстве, а также немного протеста, безобидного видео-мэппинга, смерти и абсурда.

Работы участников ESF-фестиваля можно посмотреть здесь

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица