Агранович Михаил Леонидович, кинооператор, режиссёр, Заслуженный деятель искусств России: "Что касается жанра трагикомедии, то, по-моему, нет ничего выше этого жанра. Ведь самые лучшие картины – «Полёт над гнездом кукушки», или «Калина красная», или «Осенний марафон», – все самые лучшие картины всегда и смешные, и грустные, как наша жизнь. Оно ведь тут все рядом, все очень близко. Например, «Калина красная» – жутко смешная картина, но при этом крайне трагическая. Так, как зритель смеялся на этой картине, так он не смеялся на Гайдае. А потом весь в слезах выходил из зала. Именно жанром трагикомедии мне и понравился «Какраки». Серьёзностью и человечностью темы, которая постепенно уходит из нашего кино, и на смену кинематографу про «живых людей» приходит аттракционный кинематограф. А этот фильм даже про меня в том числе, в том плане, что он не про олигархов или вампиров, а про нормального понятного человека. Есть режиссёры, которых и любят, и уважают, но их картины лишены чувства юмора. Для меня ни этих режиссёров, ни этих картин не существует, потому что жизни без юмора не бывает. Режиссера Илью Демичева я не знал, познакомился с ним, прочитав сценарий, который мне понравился. Илья был для меня абсолютной тёмной лошадкой – человек, который никогда кино не снимал, более того, не учился этому, – он закончил продюсерский в ГИТИСе, – делал эту историю крайне рискованной. Но благодаря качеству сценария я в это дело кинулся и не пожалел об этом ни секунды, потому что режиссёр оказался на редкость способным человеком. Ведь в первые дни он, естественно, не знал ни зачем хлопушка в кадре, ни как что и с чем монтируется, ничего. И эти заботы в какой-то степени легли на нас, тех, кто в кино уже достаточно давно. Но он же поразительно обучаемый человек – через две недели свободно во всем ориентировался, а к концу картины стал абсолютно профессиональным режиссёром. Это умный, знающий и представляющий, чего хочет, человек, в общем, про Илью Демичева я могу говорить бесконечное множество хороших слов. И поэтому я очень рад, что у него кино получилось. Оно многим нравится, и даже какие-то премии он стал получать. Вообще я считаю, что для дебюта просто замечательная работа. Вот с прокатной историей не очень понятная ситуация – картина вышла очень скромно: ни в городе, ни по телевизору я не видел рекламы. Если бы так выпускали «Ночной дозор», он бы тоже ничего не собрал. В это надо было вкладываться, а, видимо, люди не рискнули вкладываться в эту картину. Почему? Зрителя, для которого такое кино снимается, его практически не существует. Я бы сказал, что уже как минимум два поколения зрителей подобным кино не интересуется, их совершенно не волнуют живые люди на экране. Их интересует аттракционное кино: «Матрица», «Дозоры». Как карусели или комната смеха. Это же, в общем, к жизни не имеет никакого отношения. Как только в кадре появляется живой человек со своими переживаниями – всё! Телевизор выключается, зритель уходит из зала. И это беда на самом деле. Для меня это трагедия, но я-то ладно, я уже заканчиваю свою деятельность, а вот те молодые люди, кто только пришёл, типа Ильи Демичева, те, кто хочет говорить о жизни, а о чём еще, собственно, должно говорить искусство, вот им непонятно, как быть. Ведь то, что они хотят делать, так мало кому нужно.

Илья Андреевич Хржановский, режиссёр и продюсер: "Я не специалист в области жанров, это прерогатива кинокритиков или прокатчиков, которые, запихивая картину в тот или иной жанр, думают упростить для себя понимание того, с чем они имеют дело. Есть действительно жанровые фильмы, и жанр соблюсти очень сложно, это правда, есть и фильмы, в которых появляются жанровые элементы. В принципе, жанр в фильме «Какраки» меня интересует крайне мало. Меня больше интересует то, что там рассказывается история, которая является неким искренним размышлением и предположением автора о том, как устроена жизнь. И высказывание это не претендует на бо́льшую глубину, чем в нём заключена, и это требует большой смелости, особенно для дебютанта. Это очень смелый и открытый фильм, в котором автор не боится выглядеть недостаточно сложным. Это вообще уникальный случай, потому что жанровый коммерческий фильм снят человеком, которому не нужны деньги (по крайней мере на этой территории, т.е. для него нет необходимости обеспечивать коммерческий успех фильма). Хотя это, может, выглядит и иначе, но на самом деле человек просто попытался сформулировать свою мысль так, чтобы она была понятна. И мне кажется, в этом есть большой талант, потому что умение радоваться жизни и получать удовольствие от работы, которое не всем дано в кинематографе, оно вот здесь, в этом фильме, слышно. Видно, что человек с удовольствием и с напряжением при этом снял фильм, в котором он говорит про вещи, которые, в общем, знает. И говорит про них жанрово. Но этот жанр не укладывается в комедию или трагикомедию, этот жанр – его собственный, он укладывается в некий способ его личного рассказа. В результате получается такой «запакетированный фильм», где-то более точный, где-то менее точный, но всегда очень живой. Так что дело здесь не в размере и не в жанре. Я встретил тут знакомого композитора, ему 18 лет. Он мне говорит: «Хочу Вам дать послушать свою 12-ю симфонию!» Я удивился, а он говорит, мол, у меня все симфонии по 6 минут, по 7. Так что жанр и размер вообще не имею значения. Да и говорить о том, востребовано ли тот или иной жанр или нет, я не готов. В отличие от своих коллег-кинематографистов я не готов говорить от лица народа".

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица