19 Фев

"На одном дыхании" интервью с Артемием Артемьевым

Композитор и автор арт-фильмов Артемий Артемьев рассказывает о золотом сечении в синтетическом искусстве

СИНЕ ФАНТОМ: Артемий, насколько я знаю, вашим основным занятием является музыка. Расскажите о вашем профессиональном пути и о том, как этот путь привёл вас к видео.

Артемий Артемьев: Сначала я, как и все, получил классическое образование в музучилище при консерватории. В середине восьмидесятых увлёкся рок-музыкой. Тогда я работал с группами «Доктор», «Звуки Му», «Николай Коперник». Это был рассвет рок-музыки, все знали друг друга, и я был востребован как клавишник. В какой-то момент мне стало совсем уже неинтересно, и я ушёл в кино. Наша репетиционная база находилась как раз рядом со ВГИКом, и так получилось, что я как раз познакомился с Тиграном Кеосаяном и с Федей Бондарчуком. Мы стали работать вместе. С Тиграном мы делали сериал «Дела смешные, дела семейные», потом я озвучивал его фильм «Бедная Саша». Потом, в 1989-м году, меня как раз пригласили работать на первый полнометражный фильм – это «Фанат» («Фанат-1», «Фанат-2»). Это стало моей визитной карточкой в кино. Дальше мы работали уже с Исааком Фридбергом, с Олегом Павловичем Табаковым, с Андреем Смирновым. На сегодняшний день я уже озвучил более пятидесяти российских кинокартин как композитор, ну, и около пятнадцати западных – финских, немецких, английских, американских. В 1989-м году я уехал в Соединённые Штаты, и там закончил режиссёрские курсы у Джорджа Лукаса. Мне было всегда интересно совмещение кино и музыки. Уже по приезду из США я занимался электроакустической электронной экспериментальной авангардной музыкой вовсю, и в 1997-м году я открыл студию «Электрошок-рекордс». На сегодняшний день это – единственная звукозаписывающая компания, которая занимается серьезной электроакустической экспериментальной электронной авангардной музыкой. Мы выпустили более пятидесяти пластинок и CD-дисков. Мне посчастливилось даже выступать в «Ла Скала», куда меня пригласили как единственного композитора по электроакустике. В 2005-м году началось наше сотрудничество с галереей «Триумф» и Емельяном Захаровым. Он стал тем человеком, который меня толкнул заняться видеоартом. Задача была очень интересная. Галерея «Триумф» – достаточно закрытое заведение, выставки у них проходят раз в месяц и длятся только один вечер. То есть это было такое шоу, которое месяц делается для одного вечера. Например, если взять фильм «Золото болот», то в центре Москвы мы специально строили палату с вышками, карликами, змеями, со всеми прибамбасами. Я делал там звук, саундтрек и плюс еще фильм. Задача была – представить творчество художника, но при этом сделать свой фильм. Картины, или же скульптуры, или другие произведения искусства являлись как бы сценарием к фильму. А дальше я начинал уже работать над кино, то есть снимал что-то, использовал кадры из фильмов других кинорежиссёров, но они в контексте менялись до неузнаваемости. Использовал компьютер, анимацию, пластику, балет. И все это таким синтетическим языком музыки и изображения заставляло трансформироваться сознание человека, который этот фильм смотрит. Позже был проект с Русским музеем в Санкт-Петербурге – «Мир воды». Он объехал весь мир. Так не расскажешь – это надо смотреть. Только ещё раз повторю, что Емельян Захаров – тот человек, который дал эту интересную идею, такой карт-бланш, а я уж потом её реализовывал.

СФ: То есть задам такой любительский вопрос: ваша работа над видео – это своего рода аранжировка?

А.А.: Если объяснять пошагово, то сначала пишется саундтрек, над которым я довольно долго и тщательно работаю. Всё должно быть очень логично. А потом уже накладывается видеоряд. Нельзя, чтобы что-то одно тянуло одеяло на себя. Потому что у зрителя должно быть задействовано всё: и слух, и зрение, и подсознание. Ещё бы и нюх задействовать…

СФ: Скоро технический прогресс шагнёт…

А.А.: Да, в Америке такие эксперименты уже проводятся, 4D называются.

СФ: Понятно. Вы уже немного рассказали о самом процессе работы, но хотелось бы побольше подробностей. Как вы начинаете работу над саундтреком? Отсматриваете ли вы материал, например?

А.А.: Сначала мы собираемся в галерее и начинаем общаться. Обязательно присутствует художник, который рассказывает, что он бы хотел увидеть в итоге. Он показывает картины или делает небольшой обзор тем выставки, и так далее. Таким образом формируется основной сюжет. Через неделю я уже предоставляю план того, как всё это будет выглядеть.

СФ: План на словах?

А.А.: Да, потому что мне, в общем-то, доверяют. Проколов пока не было ни разу. Потом уже идёт работа по этому плану. Показ материала происходит за день-два до открытия выставки.

СФ: А чем вам вообще интересна сфера синтетического искусства? Может, есть ещё какие-то имена в этой области, которые близки вам? И вообще: какие ваши личные предпочтения?

А.А.: Мне просто интересно всё смешивать, воздействовать на разные центры восприятия. И, насколько я знаю, аналогов тому, чем занимаюсь я, нет. Я очень хочу, чтобы это прижилось. В любом случае совершенно точно могу сказать, что у всякого произведения есть свой слушатель. Ищите, да обрящете. Лично мне нравятся европейские фильмы, старые итальянские, французские, испанские… Из наших мне очень близко творчество Михалкова-Кончаловского, Никиты Михалкова, Тарковского. Конечно, классики – Пазолини, Феллини, Шлёндорф, Пападопулос. У него, кстати, мне очень нравятся длинные планы и то, как он использует музыку.

СФ: Расскажите немного о той программе, которую вы покажете в СИНЕ ФАНТОМе. На что настраиваться нашим зрителям? Ведь просмотр видеоарта требует некоторой подготовки…

А.А.: Все мои фильмы длятся от тридцати двух до пятидесяти пяти минут. Это оптимальный формат для восприятия, потому что человек не устаёт. Это говорят даже психологи. Человек способен воспринять энергичное действие в фильме как раз от получаса до пятидесяти пяти минут. И потом наступает очень интересный промежуток, когда человек через минуту готов посмотреть фильм опять. У нас уже даже был такой опыт, когда один и тот же фильм крутился по пять-шесть раз. Всё-таки это скорее фильмы, чем видеоарт. Кино и музыка. Я уже показывал свои фильмы и в Москве, и в Лондоне, и в Нью-Йорке – никто не уходил. Всё проходит на одном дыхании.

 

Беседовала Екатерина Троепольская

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица