СИНЕ ФАНТОМ: Ваш фильм про войну? Вы ведь не в первый раз затрагиваете эту тему. Почему она важна для вас? Ирина Зуй: Фильм не совсем про войну. Точнее, совсем не про войну. Это фильм про отложенную на завтра жизнь, которая может неожиданно закончиться, и ничего уже нельзя предпринять или начать заново. Можно только успеть что-то сказать напоследок, а говорить вроде бы и нечего. Как главному герою. Война – не тема фильма, а скорее фактор, который решает судьбу героя. В этом смысле картина действительно про войну, которая, однажды начавшись, никак не закончится. СФ: Вы снимали документальное кино, а это – игровое. С чем связан переход? Как вы считаете, должен ли режиссёр обладать жёсткой авторской позицией, или его задача скорее отразить, чем научить? И.З.: Я родом из маленького посёлка под Магаданом. Мне как человеку, выросшему в жёсткой провинциальной реальности, кажется странным брать сюжеты из воздуха или снимать про ненастоящих людей, которых никогда не встретишь в реальности. Наверное, поэтому я изначально выбрала документальное кино и до сих пор этим занимаюсь. Со временем я решила, что хочу снимать кино игровое, потому что здесь у режиссёра больше власти над материалом, больше возможностей влиять на результат, тогда как в документальном кино очень силён элемент случайности и везения. Это меня не очень устраивает. Я хочу создавать реальность, а не отражать ее. Хотя документальное кино для меня – уникальная возможность общаться с удивительными людьми, с которыми я никогда бы не познакомилась иным образом. Это люди из разных слоев общества, с разными судьбами. Вот, например, я познакомилась с дышащей на ладан наркоманкой, которую лишили родительских прав. Ее дети, которых воспитывают совсем другие люди, даже не зовут ее «мамой», а «Мариной». Она покупает коробку шоколадных конфет и едет к детям. И когда она уходит от них, дети смотрят ей вслед и говорят: «Марину жалко». Где бы ещё я увидела бы такой эпизод? Такое нельзя придумать. Жизнь причудливее, чем мозг самого изощрённого сценариста. Поэтому многие из встреченных мною людей станут персонажами моего игрового кино. «Заберите своих мертвецов», мой игровой дебют, тоже возник не случайно. Толчком для создания сценария послужила встреча с «чёрным копателем» на документальных съёмках. СФ: На какие имена в кинематографе вы ориентируетесь в своих работах? И.З.: У меня нет ориентиров. Я не могу сказать, что кого-то из режиссёров я вижу как бесспорный авторитет. СФ: На какие лавры претендуете? И.З.: Я претендую на понимание. СФ: Можете ли вы обозначить круг тем и высказываний, которые вы хотели бы затронуть в кино? И.З.: Тем много, но сейчас меня особенно интересует одна. Я вынашиваю замысел, связанный с темой выживания человека в тюрьме. Я решила пойти длинным путем, так как это очень сложный предмет: сначала снять документальный фильм – и таким образом собрать материал для игрового. А еще мой фильм будет о чуде.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица