СИНЕ ФАНТОМ: Здравствуйте, Иван. ВГИК сейчас многие критикуют. Интересно узнать ваше мнение: что для вас значит общение с конкретным мастером? Ощущаете ли вы какую-то поддержку – моральную, творческую или практическую? Иван Твердовский: С Алексеем Ефимовичем Учитилем у нас великолепные отношения, за 4 года он стал для нас для всех родным человеком. Он очень сильно переживает за нас за всех, что не в каждой мастерской происходит. Оказывает нам всякого рода помощь и, что самое главное, передаёт нам практический опыт, позволяя нам не совершать ошибок, которые совершают, например, люди без режиссёрского образования. А что касается ВГИКа, мне, по-моему, очень повезло, потому что когда наша параллель пришла в 2006 году, в воздухе пахло плесенью. Все снимали отрывки из одних и тех же пьес Володина или Вампилова и делали это «а-ля под Тарковского». Мы как-то существовали отдельно от этого культурного пласта. А потом пришёл новый ректор, новые мастера, которые хоть как-то связаны с нынешним кинопроизводством, которые могут учить чему-то практически. И сейчас, как мне кажется, не всё так плохо. Это даже можно увидеть в работах этого года. А если говорить про нашу мастерскую, мы с самого начала выделялись из всех остальных, заявляли себя как экспериментальная мастерская, больше всех снимали и больше всех ставили, советовались с профессионалами, проходили нормальную практику, а не экскурсию по Мосфильму. Мы как-то автономно существовали от всех, и тьфу-тьфу, продолжаем. СФ: Расскажите о ваших фильмах. В синопсисе я встретила такие словосочетания, как «особые отношения», судьба, мечта – всё это довольно абстрактные понятия, из которых трудно заключить что-то о фильме. Расскажите о том, что вас действительно интересует, тревожит. Вот у вас сюжет связан с Интернетом и интернет-отношениями … И.Т.: «В активном поиске» – это история про любовь четырёх людей, со всеми вытекающими сложностями и в очень простой, даже схематичной форме. «Словно жду автобуса» – более серьёзная, на мой взгляд, история. Один случай, который характеризует не только судьбу героини, провинцию, социальные проблемы и прочее, но и всех нас. Меня тревожат боль, эмоции, которые каким-то образом меня касаются и действуют на меня. Если они привлекают меня, то я рассчитываю, что привлекут других. А темы всегда вечны: любовь, смерть, жизнь, картошка и прочее. Важно о них говорить на доступном языке, собственном, чтобы было слышно голос. Это всегда крик или спокойный монолог, а не немой этюд. Тема Интернета не близка. Наверно, потому что Интернет – это как туалетная бумага. Ты ей каждый день пользуешься. Но, наверно, не очень интересно снимать про туалетную бумагу, не знаю. Опять же – как снять и каким голосом говорить. Может, кино про туалетную бумагу будет моим любимым фильмом, и я свихнусь, и буду снимать кино про держатель для туалетной бумаги. СФ: Вы принимаете участие в разных фестивалях. Что это вам даёт? Нашли ли вы какую-то «питательную» среду? Возможно, какое-то близкое вам направление? И.Т.: Фестивали дают зрителя. Не секрет, что документальное кино практически не имеет шансов дойти до зрителя, а фестивали – это своего рода кинопрокат. Можно снять и положить на полку, выложить на youtube`е, а можно отправить кино на фестиваль и показать его на экране, если, конечно, возьмут отборщики. Смотря для чего снимать – для Экрана или для youtube`а. «Питательную» среду не искал. Всё, что интересно, всё, от чего не могу спать, мне хочется снять. Другой вопрос: что доходит до дела, а что забывается. Что доходит, видимо, и будоражит. Направления? Не знаю! Главное – снимать, снимать и снимать. Открывать для себя что-то, экспериментировать. Тогда из этого что-нибудь может получиться. А подстраивать себя под какие-либо направления – это всё равно что худеть для того, чтобы влезть в недоношенные вещи старшего брата. Не хочу донашивать что-то за кем-то. Очень хочется сказать «спасибо» СИНЕ ФАНТОМу, который берётся показывать все мои работы. Очень здорово, когда то, на чём ты учишься, кому-то, кроме тебя, ещё интересно.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица