СИНЕ ФАНТОМ: Расскажите о вашем обучении во ВГИКе. Его сейчас многие критикуют. Удалось ли вам найти там или где-то в другом месте творческую среду, близкую и полезную вам? Анна Ованесова: Я закончила операторский факультет (мастерскую В.И.Юсова) в 2004 году. Воспоминания об обучении во ВГИКе у меня самые тёплые. Критиковать можно что угодно. ВГИКовские мастера прежде всего учат основам профессии, ремеслу. Конечно, многим хочется сразу, на первом курсе снимать на своё усмотрение. Каждый мнит себя гением и хочет сразу потрясти мир. Но это не так. Прежде всего надо научиться основам. Конечно, ВГИК довольно консервативен. Разные эксперименты в курсовых работах не приветствуются. Однако, приходя во ВГИК, нужно не демонстрировать свои амбиции, а перенимать опыт мастеров, тем более что там неплохая техническая база и есть возможность снимать достаточно качественное кино на плёнку. Я встретила во ВГИКе много интересных и талантливых людей, с которыми снимаю и общаюсь сейчас. Несмотря на то, что я закончила операторский факультет, я уже три года занимаюсь режиссурой, в том числе благодаря своему вгиковскому образованию, которое много даёт в понимании всех смежных кинопрофессий. СФ: Как вы считаете, вы в первую очередь режиссёр или фотограф? В чем разница для вас лично между статичной и подвижной картинкой? А.О.: Я прежде всего кинооператор, а значит, и фотограф, так как каждый настоящий кинооператор прежде всего изначально фотограф. Но мне тесно быть только за камерой или смотреть только в видоискатель фотоаппарата. Я ощущаю гораздо более широкие собственные возможности, поэтому занимаюсь и режиссурой. В качестве оператора я сняла 12 короткометражных фильмов и один полнометражный. Я сняла три видеоклипа в качестве режиссёра и оператора в одном лице. В планах у меня ещё два клипа и короткометражный фильм, которые я тоже буду снимать одна в двух ролях. И это дает мне полную возможность выразить себя. С одной стороны, разница между статичной и подвижной картинками большая. В фотографии важно схватить единственно верный момент. А в кино действие развивается последовательно, поэтому изображение строится с учётом пространственного развития. С другой стороны¸ по воздействию на зрителя они не уступают друг другу. СФ: Что вам как оператору, режиссёру интересно в современном киноискусстве? Какие формы? Какие авторы? Что вы, например, думаете о ручной камере? Ну, или о чём угодно другом, что сейчас модно или забыто? А.О.: В современном кино мне интересно такое направление, как артхаус. Я не любитель коммерческого, высокобюджетного кино. К сожалению или к счастью, большой бюджет не в состоянии компенсировать отсутствие хорошей сценарной основы, стандартность, смешные попытки догнать Голливуд и подобные вещи. Кино должно оставаться искусством, а не коммерцией. Это моё убеждение. Меня интересует авторское кино. Я люблю таких режиссеров, как Кустурица, Гас Ван Сент, Иньяриту, Озон, Вендерс, Ким Ки Дук. Из отечественных могу отметить Муратову, Германа, Звягинцева. Конечно, всех не перечесть. У каждого автора должен быть свой неповторимый киноязык, почерк, философская основа. Что касается моих предпочтений в приёмах съёмки, то я очень люблю ручную камеру, которая становится тоже действующим лицом. Люблю современность в подаче материала, поэтичность, тонкость, символизм. Изображение напрямую зависит от сценария, от драматургии, от динамики развития сюжета, от стиля режиссуры. Очень много моментов должно совпасть, чтоб в итоге получилось целостное произведение искусства.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица