«Арт-наблюдения». На вопросы еженедельника СИНЕ ФАНТОМ week о проекте «Антология современного искусства» отвечает режиссер и продюсер Александр Шейн-младший

CF: Саша, расскажите, пожалуйста, какой изначально вам представлялась «Антология»? По какому принципу вы планировали ее отстроить, какие материалы включить? Удалось воплотить задумку в жизнь?


- Считаю, что да, удается. Надеюсь, что к концу 2008 года мы выпустим все 10 запланированных фильмов. В основу темы для каждого отдельного фильма мы выбирали отдельное явление в культуре – персонаж-художник, арт-группа, самостоятельное течение. Вокруг избранных персонажей и строилось повествование. Мы предполагали, что это будет привлекательное подарочное издание из 10 дисков о художниках и одиннадцатом фильме о самой арт-индустрии – о том, что вокруг происходит, как образуются цены, как зажигаются звезды, как работает рынок и так далее. Естественно, мы преследовали цель выпустить цикл познавательных фильмов, надеялись, что, может быть, наше кино покажут по каналу «Культура» или любому другому каналу. Но после того, как был готов первый фильм, обстоятельства сложились неожиданным образом – так вышло, что теперь наш фильм с 15 мая на протяжении достаточно длительного времени будет показываться дважды в день в кинотеатре «35 миллиметров». Кроме того, проектом уже заинтересовался один крупный канал.

CF: К слову об индустрии в российском арте. Каково ваше личное мнение на этот счет, не проснемся ли мы однажды в мире, где настоящего искусства не останется и вовсе. А будут сплошные лейблы галерей, имена «производителей»?


- Я всего лишь хотел отметить тот факт, что рынок становится частью современного искусства, но не наоборот – точно так же что-то происходит на рынке вокруг кино, литературы и так далее. Что-то продается, что-то нет, как работают принципы успешности. Коммерческая составляющая важна, и это тоже очень интересно. Искусство становится все более востребованным и популярным. На российский арт заметно выросли цены. Узнать, почему они выросли и с чем это связано, мы и планируем во время работы над одиннадцатым фильмом «Антологии». Лично обо мне - я наблюдаю за этим миром, стараюсь понять его, ведь соприкасаться с ним доводится достаточно часто. Художники остаются по-прежнему художниками, и рыночный формат отношений этому не помеха. Но наш фильм в общем-то не об этом. Я надеюсь, что зрители, посмотрев наш первый фильм, поймут смысл его философии, ради чего все это делается, как это началось и отчего. Этот фильм я затеял в том числе и для того, чтобы моя мама поняла, кто такой Олег Кулик и чем он занимается (и правда, я искренне надеюсь, что ей это будет интересно). Все те о ком, мы делаем свои фильмы – большие художники, а то, что на них строится какая-то коммерция – это уже другой вопрос, но ничего плохого в этом нет.

CF: Почему интерес к современному российскому арту начал потихоньку возрастать?


- Искусство всегда было предметом роскоши. Это показательно: если начали покупать произведения искусства, значит ситуация в стране каким-то образом изменилась. Ряд проблем отпал, и появилась возможность обращать свое внимание на сферы искусства и то, что в них происходит.

CF: Давайте вернемся к фильму, расскажите, пожалуйста, о его драматургии – как собиралась канва повествования?


- Наш фильм – это, во-первых, разговор с автором, его монолог, выстроенный нами по определенному принципу; во-вторых – документация его перформансов; в-третьих – представление других его работ.

CF: Документацию каких конкретно перформансов Кулика вы использовали в качестве материала для своего фильма?


- Мы рассказываем о Кулике-собаке, и берем в качестве основы четыре его крупных перформанса – в США, В Швеции, в Швейцарии и у нас, в Москве. Мы раскрываем его личность на конкретных примерах именно этих акций.

CF: Чем запомнился рабочий процесс? Были ли сделаны какие-то открытия? С какими сложностями вы столкнулись?


- Конечно, не обошлось и без этого. Нужно было очень четко проработать форму подачи фильма и его структуры, чтобы максимально объективно показать избранного персонажа. Сохранить адекватное к нему отношение и не потерять его в собственных художественных задумках. Я очень надеюсь, что я воспринимаю Олега действительно таким, какой он есть на самом деле – а он глубокий, тонкий, вдумчивый, остроумный человек. Вот этот комплекс ощущений, который я для себя открыл во время процесса работы над первым фильмом «Антологии».


CF: Пришелся ли вам по вкусу опыт работы в документальном кино?


- Это не было моим первым опытом работы в документалистике, до этого я уже работал в качестве продюсера над полнометражным документальным фильмом «День рождения Инфанты» Валерии Гай-Германики. Просто сейчас мне очень нравится работать в этом ключе, документальное кино представляется мне важным и нужным делом. Не менее важным, чем игровое. Все решается по задачам. Но с другой стороны, это всего лишь способ отражения чего-либо. А вот уж это ЧТО-ЛИ БО и встает во главу угла. Сейчас документалистика – наиболее адекватный по отношению к миру способ отражения действительности.

CF: А готов ли сегодняшний массовый зритель смотреть документальное кино?


- Интересное – всегда готов.


CF: Чтобы сделать интересное документальное кино, вам нужно было подобрать интересных персонажей для каждой отдельной части. По какому принципу шла сборка этой мозаики?


- Это всего лишь наша личная с Женей субъективная позиция. Мы собрались и подумали, обсудили кандидатов. Приняли решение.


CF: Но ведь выходит так, что ваша «Антология» не охватывает целиковый период российского арта «с… по…», а лишь освещает отдельные явления, выхватывая их из темноты.


- Мне думается, что как раз через отдельных ярких, знаковых персонажей нам удастся осветить период 80-90-х годов, рассказать о ситуации, творившейся тогда в России, выявить основные тенденции в творчестве художников того времени, упомянуть основные события.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица