03 Окт

Большая игра сломленного мастера

Антон Корбейн, замечательный фотограф и клипмейкер, создавший в свое время визуальные образы для культовых «Depeche Mode» и «U2», несколько лет назад пришел в художественное кино, начав с тематически комфортного «Контроля», атмосферного байопика, посвященного Иэну Кёртису.

В начале сентября вышел в прокат, пожалуй, лучший фильм Корбейна – «Самый опасный человек», в котором одну из последних своих ролей сыграл грандиозный Филип Сеймур Хоффман.
Для современного миропорядка наиболее опасным, по мнению режиссера, оказывается приличный человек, различающий оттенки того, что априори хорошо, и того, что априори плохо. Обращаясь к психологическому триллеру, Корбейн хитро переплетает соотношение сил: две группы одного и того же немецкого разведподразделения работают над делом Исы Карпова (Григорий Добрыгин), подозреваемого в международном терроризме. Мало того, что сами команды отличаются методами, степенью информированности и выводами, обнаруживающими потенциального врага, скрытого за огромной сетью манипуляций, так к расследованию еще подключаются спецслужбы другого государства, чья паразитическая логика уничтожает любую возможность мирного договора. Повсюду различая гуманные резоны, в этой большой игре зритель волей-неволей сопереживает каждой участвующей стороне, кроме той, самой коварной, фактическую роль которой в истории исламского терроризма невозможно недооценить. В фильме эту роль до омерзения убедительно играет Робин Райт (агент Салливан). Именно об ее коварство разобьется сложный компромисс.
Корбейновский экшн удивительно душевен. Интеллектуальная интрига раскрывается литературно подробно (в основе фильма – одноименный роман Джона ла Карре). Динамичная камера, останавливающаяся иногда на сложных геометрических кадрах, умножает действие, прибавляя к конфликту множество визуальных деталей, и ускоряет ритм фильма. Трагическая аскетичность цвета, родные для Корбейна холодные напряженные тона контрастируют с яркой гамбургской осенью, материализуя предчувствие неизбежной катастрофы – в борьбе зла со злом не бывает хорошего человека.
Ключевые персонажи этой борьбы «отданы на откуп» прекрасным актерам, владеющим техникой психологической игры, оттого у каждого своя правда. В этом смысле, выбор Григория Добрыгина на роль хрупкого, но волевого Исы приятен и, в общем-то, очевиден, поскольку он представитель русской актерской школы, его хлебом не корми – дай найти оправдание мотивам персонажа. Порядочного разведчика Гюнтера Бахмана Корбейн отдал в распоряжение Филипа Сеймура Хоффмана, нью-йоркской театральной традиции, известно из каких корней вышедшей. В принципе, в контексте этого имени возможно говорить о традиции.
«Самого опасного человека» Корбейн посвятил памяти Филипа Сеймура Хоффмана. Понимая, что это один из последних фильмов большого мастера, следишь за его работой еще более внимательно. Как и всегда, он работает широкими мазками, углубляет характер, добавляя деталей на крупном плане. Его герой – не только то, что видится нам в конкретную минуту фильмического времени, это причудливая, горькая человеческая судьба, проступающая в особом «залипающем» взгляде, маской надеваемом Бахманом на очередное острое совещание, где кто-то передвигает фишки, а другие давятся ответственностью за жизни людей. В одном только взгляде: верность делу, сомнение и азарт.
Уже многие ночи проведены с другим кино, но финальное хоффмановское яростное отчаяние живо в памяти, в чувстве. И только это чувство не позволило написать некрологический портрет актера, чьи работы оживляли порой самое провальное кино. Хоффман не создает образ или типаж, иронически он играет человека, «любого человека», чьи страсти и страстишки, привычки и настроения, страхи, радости и волнения очевидны как при близком знакомстве, которое неизбежно с годами ошеломит веером тайн и секретов другой незнакомой души.
У Филипа Сеймура Хоффмана даже в эпизоде получается большая роль – яркая и запоминающаяся. В этой узнаваемой басовитой хрипотце, тучной, глыбистой фигуре, которая актеру была подарена природой, но могла быть легко трансформирована в нечто изящное, всегда различается аристократическая тонкость и восхитительная глубина.
Смотрите кино. Оно сохраняет больших актеров. Пока оно живо, в нем живы большие мастера. Финальный эпизод «Самого опасного человека» получился у Корбейна до оторопи символическим – герой Хоффмана выходит из кадра. Эпизод продолжается, а его там уже нет. Уходит в многозначительную паузу черного экрана перед титрами, когда у зрителя есть несколько секунд катарсической тишины... Смотрите кино.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица