05 Окт

Индустрия патологических развлечений

Любовь к триллерам – своего рода адреналиновая зависимость, а так как кино – самый безопасный способ «щекотать» нервы, то подсаживаешься на этот жанр моментально. Режиссеры, «специалисты» в этом деле, как дилеры, которым доверяешь – кому-то больше, кому-то меньше.

И если в фильме не будет особенной кровищи, экстремальных сцен, убивающих светлую веру в гуманность, но при этом хотя бы однажды вздрогнете от напряжения, а то и от подлинного страха, вдруг заподозрив дурные намерения у безобидной тени, – вы в нежных, цепких руках Дэвида Финчера.
Этот режиссер действительно снимает «нежные» триллеры. Даже в фильме «Семь», где каждое новое преступление воссоздавалось в кадре с пугающей натуралистичностью, беспристрастный авторский взгляд не абсолютизировал порок, он предлагал им любоваться. И в вышедшей на днях в прокат «Исчезнувшей» очарованность людей мерзостями Финчер предлагает как лейтмотив.
Зрители смотрят кино по-разному, поэтому проблема спойлеров мне кажется сильно преувеличенной. Те, кто крепко «сидит» на триллерах, с первых эпизодов подбирают ключи к таинственной дверце финала самых запутанных сюжетов, и многие сразу смекнут, что и в этой истории про мужа (Бен Аффлек), подозреваемого в убийстве исчезнувшей жены (пугающая Розамунд Пайк), душегубом, естественно, окажется сам этот муж. Да! Но это же Финчер, и это только первый финал, а режиссер расположил в композиции три ритмические концовки, переворачивающие полностью все расследование, за ходом и обстоятельствами которого мы, собственно, наблюдаем, двигаясь вслед за загадками, оставленными любящей женой любимому мужу в день очередной годовщины. У «Исчезнувшей» есть еще один финал, фактический и «абсолютно открытый».
В новом фильме Финчер как-то особенно беспристрастен, ангелически. История одной семейной пары со дня образования союза подробно представлена с «мужниной» и с «жениной» стороны и, конечно, приправлена подозрениями и аффектациями родителей, окружающих, следователей. И все красивы, интеллигентны, умны. Если не копнуть глубже, а там, как говорит моя бабушка, «в каждой избушке свои горюшки». В отношениях одной счастливой пары патологий оказывается больше, чем в голове среднестатистического социопата. Любовь – плен. По-настоящему бескорыстно и жертвенно любят только психи. А в плане садомазохистских радостей и терзаний в этой истории хороши все.
Но Дэвид Финчер никогда не занимался банальностями, поэтому весь этот ажиотаж вокруг межполовых и внутрисемейных конфликтов и кошмаров – это так, разбавить сюжетную линию знакомыми ориентирами. А стоит обратиться к излюбленному шаблону и «копнуть еще глубже», там, любители триллеров знают, разверзается бездна.
В «Исчезнувшей» общего напряжения добавляет музыка Трента Резнора и его сотоварища по «How to Destroy Angels» Аттикуса Росса. Иногда, чтобы «принять адреналина», можно просто включить древний саундтрек Резнора к знаменитой игрушке «Quake». Все эти потусторонние крики, постукивания, вибрации и прочие призвуки только он один располагает в музыкальной композиции так, что все погружается во тьму, и мир теней начинает звучать где-то в мозговой подкорке. Финчеровские красивые люди в сочетании с демоническим музыкальным дарованием Резнора нагоняют реального страха.
Режиссерская нежность проявляется еще и в том, что он презирает киношные шаблоны и не давит на психику, не выжимает эмоций – диктатура факта, в которой остается ждать развязки или наслаждаться этой истомой неизвестности. Действие развивается линейно, просто добавляются обстоятельства, раскрываются характеры, но все это смонтировано так и сложено в таком ритме, будто зритель невольно подключен к расследованию, к чьей-то хитрой игре. Все под подозрением.
За исчезновением умницы и красавицы следит вся страна, новостные агентства и холеные адвокаты жаждут заполучить и мужа-убийцу, и мужа-жертву. Весь этой карамельно-шоколадный мир домохозяек и не только, питающийся программами и сюжетами о маньяках, насильниках, пропавших без вести, мужьях-тиранах, мстительных женах, залипший у своих домашних экранов, представлен Финчером упоительно: они ненавидят и обожают своего особенного героя с одинаковой страстью. Уайльдовское очарование греха, вненравственная красота – пожалуй, главная тема Финчера, не только в «Исчезнувшей». Каждым своим фильмом вовлекая зрителя в новое расследование, режиссер тут же ловит его на проверенный крючок – на пристрастие к наслаждению ненавистным.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица